<< Главная страница

Выводы


А. Краткосрочная и долгосрочная фискальная политика
1.         Когда частные расходы на инвестиции и потребление создают инфляционный (или дефляционный) разрыв, задача фискальной и кредитно-денежной политики заключается в том, чтобы заполнить оставшийся разрыв, стремясь обеспечить стабильность цен и высокую  занятость.   Орудиями фискальной политики являются налогообложение и государственные расходы.
2.         Современная экономика содержит важные  «встроенные стабилизаторы».  Не требуя никаких дискреционных актов, налоговые поступления изменяются автоматически с изменением дохода. Это уменьшает величину мультипликатора и способствует в известной мере преодолению каждого нарушения. (Аналогичный эффект достигается пособиями по  безработице и другими выплатами пособий,  которые автоматически повышаются при понижении дохода, а также программами помощи фермерам и склонностью корпораций выплачивать  в   форме дивидендов  лишь  часть  своих  текущих доходов.) 3.         Поскольку автоматические стабилизаторы никогда не преодолевают полностью нестабильность экономики, то остается поле для дискреционных программ. Общественные работы и другие расходы на товары и услуги могут быть связаны с таким разрывом по времени между их началом и результатами, что их применение в качестве средств борьбы против кратковременных спадов становится нежелательным. В этих условиях значительно более гибкими являются мероприятия по изменению объема прямых выплат населению и налогов. При этом мы отвлекаемся от вопросов политики.
4.         Когда люди начали отказываться от представления, что государственный бюджет должен быть сбалансирован в пределах каждого года или месяца, они вначале полагали, что он должен быть сбалансирован в-пределах экономического цикла — с активным сальдо в период бума, точно равным дефициту периода депрессии. Теперь ясно, что только в силу случайного стечения обстоятельств число лет процветания по своей интенсивности могло бы быть точно уравновешено числом лет депрессии.
Если, как полагают одни, мы живем в эпоху «вековой стагнации*, характеризующейся тем, что графики сбережения и инвестиций на протяжении большей части времени обнаруживают тенденцию создавать дефляционный разрыв, тогда фискальная политика может преуспеть в поддержании безинфляционной высокой занятости, по-видимому, лишь при условии векового роста государственного долга. Если же, как полагают другие, мы живем в эпоху «векового оживления», характеризующуюся таким высоким спросом, который порождает в течение большей части времени инфляционный разрыв, тогда активная фискальная политика, по-видимому, будет означать уклон в сторону превышения доходов над расходами и вековую понижательную тенденцию государственного долга. Вероятно, большинство экономистов думает, что для обоснования программ, которых требуют развивающиеся события, нет необходимости пытаться предсказывать, что ждет нас в далеком будущем. Более того, длительное сведение бюджетов с превышением доходов может сочетаться с длительным облегчением кредита и особым стимулированием капиталовложений для того, чтобы в смешанной экономике производство на основе полной занятости было направлено на инвестиции и быстрой рост, а не на текущее потребление.
В. Государственный долг и современная фискальная политика
5.         Для нации государственный долг не составляет бремени, и каждый гражданин не тащит на себе его тяжелый груз. Если мы проводим политику сокращения капиталовло жений, в результате чего в распоряжении потомков будет меньше основного капитала, могут быть непосредственно затронуты их возможности производства. Если мы делаем займы за границей для преходящих потребительских целей, с тем чтобы потомки выплатили этот внешний долг вместе с процентами, мы возлагаем на них чистое бремя, которое явится вычетом из того, что они будут производить в свое время. Если мы оставим потомкам в наследство внутренний долг без изменений в размере основного капитала, который в любом случае будет им передан, может иметь место внутреннее перераспре деление,  поскольку одна часть общества будет получать больше товаров,  чем она производит, за счет другой части. Это перераспределение не явится «чистым бременем», отличаясь в принципе от чистых вычетов, связанных с выплатой внешнего долга. Однако важное значение может иметь перераспределение между различными возрастными группами, причем на протяжении жизни каждого поколения будет возникать вопрос, в каком размере и в каком возрасте они получат свою долю потребления. II процесс обложения Петра, чтобы уплатить Павлу, или обложения Павла, чтобы уплатить Петру, может быть связан с определенными экономическими издержками". Последние могут вызвать различные нарушения процесса производства и его эффективности, что, однако, не следует смешивать с фактической передачей товаров за границу в погашение внешнего долга.
Кроме этих «реальных» эффектов, может также иметь место и психологическое воздействие на умы людей, и это воздействие должно, разумеется, рассматриваться как реальное. Более того, как можно ожидать, тот факт, что в руках населения находится больше облигаций, будет оказывать совершенно реальное воздействие на склонность людей к сбережению и потреблению. Каждый рассматривает принадлежащую ему государственную облигацию в качестве актива, не думая, однако, о будущих налогах для погашения облигации как о текущем пассиве, хотя все общество должно платить налоги, равные сумме погашения долга. (С его точки зрения, это не является неразумным, поскольку налоги, которые он будет платить, не имеют ничего общего с приходящейся на него долей долга.) Существование нашего государственного долга при УСЛОВИИ правильного управления им и соответствующих операций на открытом рынке может реально повысить действенность государств енных программ стабилизации экономики (хотя это также может вызвать политическую оппозицию повышению уровня процента).
Этот параграф нашего резюме написан так пространно, чтобы указать сложность данной проблемы. Мы видим, что долг оказывает существенное воздействие на экономическую систему, даже если его главный эффект и отличается от того, что проповедуется в передовых статьях наших газет.
Важно также иметь общее представление о том, какова величина послевоенного федерального долга в его отношении к национальному доходу и ежегодные выплаты процентов, чтобы оценить настоящее по сравнению с прошлым и будущим. Рост долга должен быть оценен в сравнении с ростом экономики в целом.
6.         Программа полной (или высокой) занятости имеет своей целью достижение такого уровня совокупных расходов, который был бы не слишком мал, не слишком велик — так, чтобы кривые сбережения и инвестиций пересеклись в районе полной занятости. Закон о занятости 1946 г. представляет собой важное нововведение в нашей стране. Он возложил на правительство ответственность за обеспечение занятости и создал для конкретных действий соответствующий механизм в правительстве и конгрессе.
7. Поскольку усиление денежной и фискальной политики является эффективным средством смягчения наиболее тяжелых эксцессов бума и резкого спада, нам не следует больше бояться столкновения частных и общественных добродетелей или различных парадоксов депрессионной экономики. Овладение современным механизмом определения уровня дохода на уровне макроэкономического анализа возвращает нас к признанию правильности в своей основе классических доктрин ценообразования и редкости благ, рассмотренных на уровне микроэкономического анализа. Это и есть оптимистический ^неоклассический синтез».


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация